|
|
оскресенский собор строился с перерывом с 1658 по 1685 гг. За образец строители взяли храм Гроба Господня в Иерусалиме. Однако, придерживаясь в целом описаний и обмеров прототипа, создатели внесли в облик сооружения много своего, особенно в декоративной обработке. В основе многообъемного комплекса сооружений Воскресенского собора, имеющего в длину более 100 м - крестчатый в плане одноглавый храм, имеющий несколько приделов. Перед главным восточным фасадом находится поземная церковь Константина и Елены, с запада возвышается двухъярусная ротонда с часовней над Гробом Господним, с юга к собору примыкала разрушенная в 1941 г. столпообразная колокольня. Главной особенностью декоративного оформления комплекса Воскресенского собора является беспрецендентное по размаху использование керамических изразцов. Необычен и тот факт, что керамика является главным элементом не только в оформлении фасадов, но и в разработке интерьера. Руководил созданием изразцовых ордерных композиций Воскресенского собора белорусский мастер Петр Иванович Заборский. В 1720-х годах произошли два трагических события: в мае 1723 года рухнул каменный шатер ротонды, а в 1726 году в монастыре произошел сильный пожар, повредивший большинство строений. В работах по восстановлению сооружений Воскресенского собора, проходивших в 1730-х - 1760-х гг. принимали участие многие известные архитекторы того времени: А.Евлашев, Д.Ухтомский, И.Мичурин, Б.Растрелли, К.Бланк. Еще одна печальная страница в истории Воскресенского собора - декабрь 1941 года: были разрушены ротонда, собор (два пилона и своды) и колокольня. Реставрация соборного комплекса проходила в 1950-х - 1990-х гг.
Июнь 2008 г.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, под редакцией Е.Н.Подъяпольской, Москва, Стройиздат, 1999 г.
2. Л.М.Черненилова. НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. "Лето", 2006 г.
На фото: Воскресенский собор, сентябрь 2014 года
|
|
|
|