|
|
онастырь основан в 1591 г. на том месте где, по преданию, находился стан русского войска, вышедшего навстречу крымскому хану Казы-Гирею. Спустя два года в монастыре построен первый одноглавый каменный собор, который сейчас называют Малым Донским. По своей архитектуре он мало напоминает величественные монастырские соборы, скорее похож на посадские храмы. Пятиглавый Большой Донской собор сооружен в 1684-1698 гг. Ограда монастыря, строившаяся в 1686-1711 гг., имеет форму квадрата. По архитектуре и структуре (8 фронтальных четырехугольных и 4 угловые круглые башни), ограда сильно напоминает возводившуюся примерно в те же сроки ограду Новодевичьего монастыря. К другим сооружениям монастыря относятся: церковь Архангела Михаила (1714 г.), церковь Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архитектор А.Венсан), церковь Иоанна Лествичника (1898 г.), церковь Александра Свирского (1796-1798гг., перестроена в 1813 г.), Тихвинская церковь (1713 г.) над северными монастырскими воротами, по композиции напоминающая надвратную церковь Новоиерусалимского монастыря. В XVIII веке над западными воротами выстроена колокольня с церковью Захарии и Елизаветы (начинал строительство Д.Трезини в 1730-х гг., а завершил А.Евлашев в 1750-х.).
На территории монастыря находится кладбище, где захоронены поэты М.Херасков и А.Сумароков, философ П.Чаадаев, историк В.Ключевский, художник В.Перов, архитектор О.Бове.
Октябрь 2005 г.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. М.А.Ильин. МОСКВА. "Искусство", Москва, 1963 г.
2. О.Ю.Иванова. Монастыри России. "Русич", Смоленск, 2004 г.
На рисунке: Карта окрестностей Донского монастыря в Москве
P.S. Субъективные авторские заметки об ансамбле Донского монастыря.
   Каждый, кто пробовал ознакомиться с ансамблем Донского монастыря, мог заметить, что сделать это не так-то просто. С севера и востока вплотную к нему расположен парк; деревья здесь очень почтенные, и, чтобы обнаружить монастырь, требуется уткнуться в него носом. С юга примыкает Новое Донское кладбище; таким образом, остается западная направление. Отсюда можно разглядеть ансамбль, состоящий из участка стены и надвратной колокольни. Все остальное остается "за кадром", поскольку территория понижается к востоку. Не лучше обстоит дело и в самом монастыре: от ворот открывается перспектива на Большой собор, а все остальное едва различимо за частоколом деревьев (даже зимой, когда нет листвы). Например, такой точки, откуда можно было бы видеть одновременно Большой собор и Тихвинскую церковь, похоже, вообще нет в природе (учитывая и те точки, что не доступны простым смертным: пол-монастыря составляет запретную зону, на границе которой органично смотрятся танк и прочая военная техника, призванная дополнять собой монастырский ансамбль и компенсировать отдельные недостатки). Вывод: "ансамбль Донского монастыря" - понятие скорее виртуальное, чем реальное.
Второе. Бытует мнение, что ансамбль Донского монастыря отличается неким "стилистическим единством" (на том основании, что основные сооружения были построены за сравнительно короткий период: с конца XVII по середину XVIII вв.).
Попробуем сравнить. Вот, к примеру, Большой Донской собор (главное сооружение; находится в центре виртуального ансамбля). Сравним его с колокольней (построена всего каких-то полвека спустя). Похоже? Что-то не очень... Вот, например, такая особенность архитектуры Большого собора как округлые выступы по бокам, поднимающиеся на всю высоту сооружения (элемент действительно редкий; порывшись в базе данных, я обнаружил единственный аналог - Вознесенскую церковь в Бурцево Московской области). Такая конструкция по отношению к ярусности колокольни представляется скорее антагонизмом, нежели стилистической близостью. Еще меньше схожести наблюдается в декоративном оформлении. Декор Большого собора выглядит скуповатым и несколько плоскостным в противоположность колокольне, фасады которой пронизаны многочисленными колоннами и пилястрами. То же самое можно сказать, сравнивая Большой собор с надвратной Тихвинской церковью. Что касается Малого собора, то, несмотря на переделки и пристройки XVII века (колокольня, трапезная, приделы), в нем отчетливо просматривается храм годуновского периода. Единственное, что действительно находится в "стилистическом единстве", так это монастырская ограда. Но, вот беда, не с архитектурой Донского монастыря, а с ансамблем... Новодевичьего монастыря. Кстати, именно Новодевичий монастырь и является примером действительно стилистически единого ансамбля.
Напоследок замечу, что стилистическое единство элементов не является непременным условием создания ансамбля. На территории монастыря есть такой локальный ансамбль. Это некрополь. Здесь присутствуют несколько симпатичных храмов-усыпальниц, которые очень различны по архитектуре, но каждый из них привносит свою изюминку в общую картину.
Подытожим и обобщим вышесказанное.
- "ансамбль Донского монастыря" - это нечто такое, о чем можно много говорить, но чего нельзя увидеть;
- версия о "стилистическом единстве" основных сооружений монастыря - не более чем миф;
- на территории монастыря есть действительно целостный ансамбль - некрополь, основанный не на стилистическом единстве, а на стилистическом разнообразии входящих в него памятников.
|
|
|
|