ПУТЕШЕСТВИЯ - ПРИКЛЮЧЕНИЯ - ФАНТАСТИКА
МОСКВА - ЯРОСЛАВЛЬ - КОСТРОМА - УГЛИЧ - ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ


4 января 2006 г.

Радонеж – Черниговский скит – Обед в кафе “Аристократ” – Купание в источнике – Санитарний пит-стоп в Переславле – Ярославль – Гостиница “Юбилейная”

08-00 Отьезд. То же место у Павелецкого вокзала, тот же экскурсовод, да и автобус на сей раз тот же. Дорога та же, что и в прошлый раз – Ярославское шоссе. Можно расслабиться и подремать, накапливая силы для рывка.

09-20 Первый тормоз - Радонеж (в Советское время – Городок). Места, связанные с жизнью Сергия Радонежского (в то время – отрок Варфоломей – прим. Ред.). Вылезаем из автобуса.

Преображенская церковь в Радонеже. [увеличить]
Преображенская церковь в Радонеже. Храм стиля ампир выстроен в 1834-40 гг., пятиярусный иконостас в формах эклектики датируется 1890 г., кирпичная ограда – 1855 г. (восстановлена в 1969 г.). Примечателен один из сюжетов настенной росписи в трапезной. Это тот редкий случай, когда роспись в аккурат повторяет картину светского художника (“Видение отроку Варфоломею” М.В. Нестеров, 1890 г., ГТГ). На картине изображен подлинный случай из жития Преподобного Сергия Радонежского.

Из жизнеописания Преподобного Сергия, написанного Епифанием Премудрым.

Хотя Варфоломей еще в утробе матери зарекомендовал себя будущим избранным сосудом Святого Духа, но девять месяцев вынужденного бездействия, видимо, сильно его подкосили. В то время как его сверстники уже брали двойной интеграл и читали Байрона и Петрарку на языке оригинала, отрок Варфоломей никак не мог уразуметь грамоту и с трудом считал до трех. Оговорюсь сразу же, что для человека истинно верующего умение брать двойной интеграл не обязательно, скорее наоборот, может навредить. То же самое относится и к таблице умножения. Но, чтобы читать Святое Писание, просто необходимо знать алфавит…

Лирическое отступление Во все времена и при всех общественных формациях знание первооснов всегда ценилось больше специальных знаний. При Советской власти, к примеру, существовала целая когорта людей, которые, не зная таблицу умножения, научились читать (нашелся же идиот, который их этому научил!), и, прочитав несколько работ К.Маркса и В.И.Ленина, обрели чудодейственную возможность учить доярок, как правильно доить коров, ученых – как строить синхрофазотрон, всех прочих – как лучше стричься и какие носить штаны и т.д.

…Однажды Варфоломея послали искать трех заблудившихся лошадей. И тут он встретил молящегося под дубом черноризца… ( …Как там у Высоцкого… - “Конец простой, пришел тягач, и там был трос, и там был врач…”) …После встречи со старцем отрок Варфоломей уже не испытывал никаких проблем с обучением.

Памятник Сергию Радонежскому  [увеличить]
Радонеж. Памятник Сергию Радонежскому (1988 г., скульптор В. Клыков).

…И вот мы приближаемся к г. Сергиев Посад. В какой-то момент в салоне автобуса появился местный экскурсовод и начал вещание. Где-то далеко, за запотевшими окнами, промелькнул Хотьков монастырь…

10-30 Экскурсия в Черниговский скит (комплекс сооружений, в том числе подземных, восточная окраина Сергиева Посада).

У многих Сергиев Посад ассоциируется прежде всего с Троице-Сергиевой лаврой, но есть в городе и другие достопримечательности.

Черниговский скит [увеличить]

Жил, да был такой человек – Филиппушка (Не путать с Киркоровым – прим. Ред.). Поначалу ничем от прочих граждан не отличался, но когда у него умерла жена, парень сделался странным, говоря светским языком, немного съехал с катушек. От таких людей всегда следует ждать чего-то неординарного. И вот он ни с того, ни с сего начал рыть землю неподалеку от Гефсиманского скита. Администрация скита поначалу с недоверием отнеслась к затее Филиппушки, хотела было вызвать милицию, но потом видит: деле благое и богоугодное, и стала оказывать ему всяческое содействие. Так возник комплекс подземных сооружением под названием “пещеры Гефсиманского скита” (ныне – Черниговский скит). Было это примерно в 1848 году. Поначалу скромный филиал Гефсиманского скита вскоре разросся до неимоверных размеров. Пик строительных работ пришелся конец XIX века. Непосредственно над “пещерами” сооружена Черниговская церковь (1886-1890 гг. по проекту Н.В.Султанова). В 1900-х гг. построена ограда со стенами 6-метровой высоты, в 1895-1900 – пятиярусная колокольня по проекту А.А.Латкова. Все сооружения кирпичные, в ложно-русском стиле…

Башня ограды Черниговского скита [увеличить] Черниговская церковь Черниговского скита [увеличить] Колокольня Черниговского скита [увеличить]
Башня ограды (1900-е гг.) Черниговская церковь (1886-1890 гг.) Колокольня (1895-1900 гг.)

Сейчас скит возрождается, “пещеры” восстанавливаются, экскурсанты теперь имеют возможность попетлять по подземным лабиринтам, сполна ощутив прелести монашеской жизни. От Гефсиманского же скита ныне остались пара башен, до кусок стены, все остальное – территория воинской части.

Ок. 12-30 Обед в кафе “Аристократ” Интересный объект с бильярдной и разливным пивом.

13-30 Купание в источнике (возле Троице-Сергиевой лавры). Телячьи восторги по поводу первых ныряний в прорубь остались в прошлом, и теперь это – солидное мероприятие, призванное оказать общеукрепляющее воздействие на организм, дабы выдержать экстремальные нагрузки в ходе предстоящей экскурсии.

Что же такое собственно купальня? Это такая избушка типа “на курьих ножках”. Внутри в полу проделано квадратное отверстие, в котором струится чистейшая, как слеза девственницы, вода. Следует выполнить следующее: спуститься по деревянной лестнице вниз и криком “Во имя отца!!” – бульк – “Сына!!” – бульк – “И Святаго Духа!!!” – бу-у-ульк!! трижды окунуться с головой в ледяную купель. Больше ничего делать не нужно, ну, может быть, выпить рюмку водки. Основная трудность: обычно полы и лестница покрыты толстым слоем льда, и нужно проявлять поистине кошачью ловкость, чтобы не разбить голову и не переломать ноги. У некоторых еще не получается сопровождать купание криком, потому что сводит легкие и язык примерзает к нёбу.

Купальня в Сергиевом Посаде [увеличить]
Автор после омовения.

Нам повезло: погода для купания была просто идеальной – солнечно, тихо и небольшой морозец (примерно минус 15 в тени). Крякнули и закусили.

15-00 Ну-с, едем дальше.

16-00 Санитарная остановка в Переславле-Залесском.

Раз “санитарная”, значит изучаем архитектуру переславских сортиров. Скажу сразу: широко разрекламированная роскошь здешних сортиров на деле оказалась фикцией. Поэтому сначала несколько слов о переславской архитектуре в целом. Если реконструкция исторического центра города и дальше будет продолжаться в таком же ураганном темпе, то к XXII веку он предстанет полностью обновленным. Радует, например, исчезновение строительных лесов на Спасо-Преображенском соборе, которые так надоедали три года назад. Не знаю, кому уж сказать спасибо, но вряд ли строителям, скорее всего доски разобрали жители на дрова. Такие же подспудные процессы происходят и с церковью Петра Митрополита (шатровый храм XVI века). Да что тут рассуждать, полюбуйтесь сами. И найдите 10 отличий.

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском [увеличить] Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском [увеличить]
Церковь Петра Митрополита, ноябрь 2003 г. Церковь Петра Митрополита, январь 2006 г.

Тема архитектурного и исторического наследия так засасывает, что едва не забыл о сортире.

Туалет в Переславле-Залесском [увеличить]
Вот перед нами интерьер переславского туалета. Видите эту позолоту, финифть, майолику и инкрустацию слоновой костью по серебру вперемешку с фресками Андрея Рублева и Дионисия? Не видите?! Я тоже. Настенные росписи выполнены простой шариковой ручкой на клочке бумаги. И пусть вас не смущает роскошный дубовый паркет. Это линолеум.

18-30 Ярославль. Гостиница “Юбилейная”. В фойе гостиницы – целая галерея часов, показывающее время Парижа, Нью-Йорка, Токио и т.д и т.д. Если приглядеться, можно найти и Московское время. Из всемирно известных городов не хватает только Рио-де-Жанейро и Урюпинска. Дверь в номер открывается с помощью пластиковой карточки (как, помнится, в Рязани), но теперь это уже воспринимается спокойно, без надрыва. Уже не будет колотить от страха, когда по пьяни возвращаешься в номер.
Гостиница “Юбилейная” в Ярославле [увеличить]

19-00 Ужин в гостиничном ресторане. Довольно уютно, играет оркестр…

21-00 Надо бы лечь спать, но зачем-то сдуру стал смотреть по телевизору баскетбол…



5 января 2006 г.

Ярославль в тумане - Спасо-Преображенский монастырь – Кострома – Ипатьевский монастырь – И еще один монастырь – Кафе “Оазис” и “Генерал Сипягин” - Публичное хомутание в частном музее – Скромный ужин

09-00 Обзорная по Ярославлю. Стрелка на месте слияния Волги и Которосли. Когда-то здесь стоял великолепный Успенский собор, служивший как бы визитной карточкой Ярославля. В 1930-х годах собор, как водится, снесли, но вот теперь собираются восстанавливать. Говорят, деньги уже есть, ну а если есть деньги, будет и собор. Пока же на его месте длинный забор. Есть тут еще камень, древний валун, принесенный ледником (единственный в Ярославле). Долго думали, что с ним делать, сначала хотели выкинуть, но потом что-то высекли и установили на видном месте: пусть замыкает собой перспективу со стороны Волги… Отсюда принято любоваться волжскими просторами, но сегодня над Ярославлем туман. За белой завесой желтоватый лед у берега, лестница, покрытая хлопьями снега… Больше не видно ни хрена. Холодный ледяной туман…

Поэтому – вприпрыжку к автобусу и айда в Спасо-Преображенский монастырь!

Казанская часовня в Ярославле [увеличить]
У ворот монастыря экскурсовод развернул группу к монастырю задом и в другую сторону передом, достал из кармана огромный муляж 1000-рублевой купюры и, размахивая ею, как Чапаев революционным красным знаменем, сообщил, что вот перед нами Казанская часовня (1997 г.), которая – вдумайтесь!!! – изображена вот тут вот на купюре рядом с памятником Ярославу Мудрому. Потом он развернулся к монастырю и добавил: “А это Святые ворота, которые изображены там же на заднем плане”. Дальше следовал ненавязчивый вывод, что сообразно достоинству купюры, Ярославль – самый лучший и крутейший город России. Монолог закончился неудачной попыткой обменять муляж на настоящую банкноту.

Лирическое отступление. Те из россиян, кто когда-нибудь держал в руках 1000-рублевую купюру (не уверен, что таковых большинство), могли заглянуть на её обратную сторону. А там – небезызвестная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (15 минут езды от центра Ярославля). Храм рекомендован ЮНЕСКО для показа туристам, туристы, однако, сюда не спешат, реставраторы вообще не собираются, между тем внутри храма всё облезло, вокруг всё заросло, как в глухой таежной деревне. Дело в том, что для Ярославля всё, что дальше 10 минут езды от центра – глухая окраина. По этой же причине неохотно везут экскурсии в Коровники (это же нужно через Которосль переехать и там еще минут десять тащиться!).

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле [увеличить]

Монастырь основан то ли в XII, то ли в XIII веке, точнее сказать не могу, ох и давно это было… К XVIII веку он входил в число 16 крупнейших монастырей России. После того, как деревянный ярославский кремль сгорел в XVII веке, монастырь стал главной крепостью Ярославля, фактически чем-то вроде кремля. В 1787 монастырь преобразовали в Архиерейский дом, а с 1959 г. здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Монастырь всегда был хранилищем исторических и культурных ценностей, и прославился тем, что именно здесь была найдена рукопись “Слова о полку Игореве” – гениального произведения древнерусской литературы…

...В конце XVIII века граф А.И. Мусин-Пушкин, разгребая птичий помет на колокольне Спасо-Преображенского монастыря, обнаружил считавшуюся утерянной рукопись. Граф никому ничего не сказал и, отряхнув помет, тайком, по-жлобски начал с группой сообщников изучать документ. Так продолжалось вплоть до 1812 года, когда рукопись таинственно сгорела в Москве во время нашествия Наполеона. До сих пор не утихают споры: а не мистификация ли это?! Как рукопись оказалась на колокольне? Зачем графу разгребать птичий помет? На хрена он уже полез на колокольню? Существовала ли потайная комната в доме на Разгуляе, где сгорела рукопись?.. Да, много загадочного в этой истории… Но даже если это мистификация, то она не менее гениальна, чем само “Слово о полку Игореве”.

Главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор (1506-1516 гг.)

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле [увеличить] Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле [увеличить]
Вид с востока Вид с запада

Собор воздвигнут на месте древнего каменного собора начала XIII века. Четырехстолпный трехглавый храм на подклете, говорят, слизнули с Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1950-х гг. собор реставрировался, ему вернули шлемовидные завершения, позакомарное покрытие и т.д.

30-метровая звонница (1506-1516 гг.) – самое высокое здание монастыря, его высотная доминанта. Верх звонницы переделан с эдакими готическими примочками… Стены и башни монастыря много раз перестраивались, самая древняя часть стены относятся к XVII веку (Богородицкая и Угличская башни и прясло стены между ними). Две круглые угловые башни стены, выходящей на Которосльную набережную, построены во второй половине XIX в. Есть в монастыре еще Крестовая церковь (начало XVI в.), у которой, по-моему, не хватает кое-каких деталей…

Звонница  Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле [увеличить] Михайловская башня  Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле [увеличить] Крестовая церковь  Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле [увеличить]
Звонница (1506-1516 гг.) Михайловская башня (2-я пол XIX в.) Крестовая церковь (нач. XVI в.)

Народ устремился к магазинчику с вполне объяснимым желанием купить побольше матрешек, а я, высунув язык и рискуя опоздать на автобус, затрусил вдоль набережной, чтобы сфотографировать церкви Михаила Архангела и Спаса на Торгу. Удалось также щелкнуть (но очень издалека) церковь Николы Рубленого, которая хоть и не изображается на банкнотах, но зато фигурирует в картине А.Саврасова “Грачи прилетели”.

Церковь Михаила Архангела в Ярославле [увеличить] Церковь Спаса на Торгу в Ярославле [увеличить] Церковь Николы Рубленого в Ярославле [увеличить]
Церковь Михаила Архангела (1657-1682 г.) Церковь Спаса на Торгу (1672 г.) Церковь Николы Рубленого (1695 г.)

11-00 Отъезд в Кострому.

Герб Костромы
Энциклопедическая справка. Кострома – областной центр РФ, основан в 1152 г. на месте впадения р.Кострома в р.Волга. Костромская область большая, а сам городишко так себе, небольшой. Архитектурных памятников немного: пожары, наводнения, набеги кочевников… Название “Кострома” происходит от имени протекающей здесь речки. А откуда произошло название речки? Видимо, по имени расположенного на ней города.

Костромская земля связана с жизнью многих выдающихся людей, но самым выдающимся среди них является, безусловно, Иван Сусанин.

Когда речь заходит об Иване Сусанине, голос у любого экскурсовода сразу теплеет, ибо каждый из них в душе ощущает близость к этому персонажу. А костромчане своего земляка просто обожают. В редкой костромской деревне нет своей могилы Ивана Сусанина. Маршрутов, по которым народный герой вел к позорной гибели ненавистных врагов, тоже тьма тьмущая. В скором времени один их них предполагается сделать официальным, то есть вполне легально водить по нему экскурсии. Сначала хотели сделать экскурсии зимними, но потом решили, что лучше летом, иначе туристам не удастся в полной мере ощутить, что движение происходит по зыбучему болоту. В конце маршрута разъяренная группа по сценарию убивает экскурсовода, а потом умирает сама в страшных мучениях от укусов комаров и малярии. Нам объяснили, что все детали уже практически проработаны, осталось лишь утрясти некоторые юридические тонкости, да решить технические проблемы с утилизацией трупов. Водить предполагается преимущественно иностранцев, причем не только поляков, но и всех прочих, включая японцев. Русского человека сюда, конечно, не заманишь, он подобными вещами и так сыт по горло.

Примерно 12-15 Обзорная экскурсия по Костроме ничем особенно не запомнилась, но осталось впечатление, что повсюду торговые ряды… Самый известный экскурсионный объект Костромы – Ипатьевский монастырь.

12-40 Посещение Ипатьевского монастыря

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме [увеличить]
Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1650-1652 гг.) Справа виднеется звонница (1601-1604 гг).

Считается, что Ипатьевский монастырь основал в 1330 г. татарский мурза по имени Чет. Есть, однако, предположение, что обитель возникла раньше. Расцвет монастыря связан с семьей Б.Годунова, которая ведет свою родословную как раз от вышеупомянутого татарина. Позже у монастыря появились новые покровители – династия Романовых. В XVII веке монастырь расширился к западу и теперь состоит из двух частей: Старого города и Нового города. Главный храм монастыря – Троицкий собор. В первый раз Троицкий собор был построен на средства семьи Годуновых в 1590 году. Все шло отлично, собор процветал, но кто-то решил, что в подклете собора удобно хранить запасы пороха… Новый собор построили в 1650-1652 гг. Здание окружено галереей, крыльцо выполнено в виде миленькой такой беседки на четырех столбах. В интерьере приятно удивил грандиозный резной иконостас. Ну, прямо как в Смоленске… Интересно, а можно ли здесь фотографировать? Сделал несколько телодвижений. Сзади подошла тетка и стала внятно клянчить 50 рублей. Значит фотосъемка платная…

Далее экскурсия отправилась осматривать палаты бояр Романовых, а я устремился исследовать складки местности. “Новый город” выглядит пустовато… Была здесь когда-то прекрасная деревянная церковь Преображения из села Спас-Вежи, но в 2002 году в ознаменование празднования 850-летия Костромы сгорела при невыясненных обстоятельствах. Теперь в Новом городе вообще нет ни одного здания, и ничто не мешает выращивать летом огурцы и капусту.

А вот так выглядят башни Ипатьевского монастыря:

Пороховая башня Ипатьевского монастыря в Костроме [увеличить] Воскобойная башня Ипатьевского монастыря в Костроме [увеличить] Зеленая башня Ипатьевского монастыря в Костроме [увеличить]
Пороховая башня (1586 г.). Угловая башня Старого города. Воскобойная башня (1586 г.). Надвратная (над южными воротами Старого города) Зеленая башня (1642-1645 гг.). Надвратная башня в западной стене Нового города.

14-20 Экскурсия в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.

Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме [увеличить]
Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина монастыря (1559-1565 гг.)

Монастырь, к счастью, действующий, но, к сожалению, монашки варятся в собственном соку, ибо вход на территорию посторонним строжайше запрещен. Я хоть и не жираф, но пришлось вытянуть шею, чтобы разглядеть Богоявленский собор. Храм воздвигнут аж при Иване Грозном в 1559-1565 гг., и это сейчас старейшее сооружение г.Кострома (если не считать деревянную церковь Собора богородицы, которая находится рядом с Ипатьевским монастырем и вот-вот сгниет). В те годы монастырь был мужским и просто Богоявленским. После пожара 1847 г. его объединили с женским Анастасииным, а поскольку монастыри смешанного состава тогда уже не практиковались, был сделан трудный выбор в пользу слабого пола. После пожара от монастыря остались лишь собор, да несколько наиболее чудодейственных икон и фресок (которые, как известно, вообще не горят). Началось восстановление. К собору с трех сторон сделали пристройки, в результате оказалось, что сам собор превратился лишь в алтарную часть… Теперь совершенно непонятно, что к чему пристроено, хотя с архитектурной точки зрения все выглядит довольно забавно.

Колокольня Богоявленско-Анастасиина монастыря [увеличить]
Архитектурной доминантой ансамбля является пузатая, как пивная бочка, колокольня. Доминирует она потому, что все остальные сооружения находятся за забором. А пузатая она потому, что переделана из башни ограды во второй половине XIX века. Тоже забавно. Хотя, как уже сообщалось, проникнуть на территорию невозможно, но есть дырка в заборе, через которую по галерее можно попасть непосредственно внутрь Богоявленского собора и насладиться великолепным интерьером. Обращает на себя внимание иконостас нетипично белого цвета. Почему-то во всех справочниках и проспектах, то ли по злому умыслу, то ли по недомыслию пишется, что иконостас липовый (то есть из липы) . Конечно же, это не так, и, безусловно, иконостас из слоновой кости. Но на кое-какие детали интерьера этого материала, однако, не хватило, и они покрыты простой позолотой.

15-00 – 16-00 Тут хотел было написать что-то типа: “Наскоро пообедав в кафе “Оазис”, поехали в Ярославль…” Да нет. Не наскоро. Ведь перед этим было посещение магазина “Чарка”, а в магазине был великий и могучий “Генерал Сипягин” – так именуется брэнд местного ликеро-водочного завода. (В принципе подобный напиток может создать каждый, если умело, в правильных пропорциях, комбинировать тремя составляющими: медицинским спиртом, перцем, и, в меньшей степени, водопроводной водой – прим. Ред.) Под горячую руку народ смел с прилавка и все другие сорта. В итоге, обед прошел в теплой, непринужденной обстановке, а обратно ехали весело, с караоке.

17-45 Ярославль. Посещение частного музея “Музыка и время”. Опоздали на 15 минут. Владелец музея Джон Григорьевич – личность легендарная и почитаемая. Когда его спрашивают, откуда у него такое экзотическое отчество – “Григорьич” , он скромно отвечает, что в Благовещенске, откуда он родом, было так принято. В музее чего только нет… Тут тебе и колокольчики, и утюги, и гигантский граммофон, и допотопная шарманка. Всё в натуре действующее. Старинные часы тикают и все показывают разное время (как у нас в гостинице). Всё то, что имеет возможность наблюдать посетитель, заработал непосильным трудом лично Джон Григорьевич, по профессии артист. Благодаря артистизму хозяина экскурсия по музею превращается в череду шуток, прибауток и своеобразных приколов. Чего стоит один только обряд хомутания…

Обряд хомутания. Он, собственно, в миниатюре повторяет обряд бракосочетания, но делает его как бы более приближенным к жизни, полнее отражает сущность события. Итак, участвуют жених и невеста. На шею жениху надевают хомут. Тут, конечно, без комментариев. На шею невесте надевают колокольчик. Это чтоб не гуляла куда не положено, и вообще, чтобы маршрут движения был полностью прозрачным. После этого новобрачные объявляются мужем и женой (как я полагаю, тут следовало бы еще пару раз стукнуть каждому оглоблей по голове для большей экзотики). В нашей группе нашлись три пары желающих. Один из брачующихся неожиданно оказался по паспорту бельгийцем. Вот уж никогда бы не подумал… Зачем было брать в экскурсию какого-то бельгийца, если среди собственных сотрудников столько желающих?!

И вот еще какая немаловажная деталь. Каждый посетитель музея за удачно брошенную реплику или, к примеру, проявленную эрудицию в вопросах устройства утюга, тут же награждался купюрой достоинством 100 долларов США. Рисует купюры лично Джон Григорьевич. Это подчеркивает солидность учреждения, поднимает его престиж. Ведь общеизвестно, что каждая уважающая себя организация должна иметь 2-3 сотрудника, способных изобразить 100-долларовую банкноту близко к оригиналу.

19-00 – 23-00 (…- 02-00). Ужин затянулся, т.к. хотелось попробовать все, что удалось купить в магазине “Чарка”. Почему-то все отоварились водкой “Высшая лига”. Выпускается она в нескольких вариантах, в переводе на русский это звучит примерно как “отличная”, “великолепная” и так далее, по нарастающей. Попробовав всё, сделал следующие выводы:

1) Все сорта разлиты из одной бочки;   2) В Костроме научатся делать хорошую водку не раньше, чем костромской “Спартак” выйдет в высшую лигу по футболу (то есть вообще вряд ли).

После ужина кое-кто не угомонился и отправился изучать устройство ночного Ярославля.



6 января 2006 г.

Завтрак – Углич – Царевич с кинжалом – Колокол с потрепанными ушами – Алексеевский монастырь – Обед в кафе “на Успенской” – Рождественский ужин с программой-максимум

09-00 – 10-00 Шведский завтрак и отъезд в Углич.

Герб Углича
Энциклопедическая справка. Углич – город на р.Волга в Ярославской области, районный центр. Как город впервые упоминается в 1148 г. Тихий такой городок, постепенно вымирает. Заняться тут людям нечем, вот и отходят в мир иной… Изображение на гербе связано с загадочной гибелью 15 мая 1591 года в Угличе царевича Дмитрия, положившей конец царствованию династии Рюриковичей…

…Узнав о трагедии, Борис Годунов загодя, практически накануне, отправил в Углич авторитетную комиссию для расследования инцидента. Изначально рассматривались три версии: террористический акт, заказное убийство и человеческий фактор. Версию террористического акта пришлось отмести, поскольку не удалось обнаружить следов взрывчатки. Расследование затруднялось тем, что не было ни одного очевидца происшествия. Комиссия, однако, продолжала кропотливую работу, и вскоре нашлось человек 50 свидетелей, которые со слов друг друга подтвердили, что царевич сам наткнулся на ножичек.

В Угличе, между тем, было неспокойно. Злые языки нашептывали: “Это все Бенькина работа!” (Беня, Боб – так в народе за глаза звали Бориса Годунова – Прим. Ред.). “Помилуйте! – возражал Годунов. – Зачем мне мочить младенца? Он же нелигитимен! “

Историческая справка. Царевич Дмитрий был сыном Ивана Грозного и Марии Нагой, причем брак этот был у Грозного то ли седьмым, то ли восьмым (еще одна историческая загадка). Христианство не особо поощряет повторные браки, а тут уж вообще ни в какие ворота не лезет… Поэтому когда возник вопрос о признании брака официальным, духовенство сказало свое веское “ни хрена!”.

Беспокойство нарастало. Кто-то ударил в колокол… Началось народное восстание под лозунгом “российскому престолу – достойного кандидата”. - Вы что там, обалдели? – воскликнул Годунов и двинул на Углич танковую дивизию… Минуточку… Танков тогда, кажется, еще не было… Ну да ладно. В общем восстание потопили в крови. Больше всего досталось стрелочнику, то есть колоколу. Его били плетьми, вырвали язык, уши и сослали куда подальше. Случай в Угличе инициировал начало непростого периода в истории России, именуемого “смутным временем”…

Споры и пересуды о загадочном убийстве не затихают и по сей день. Некоторые историки утверждают, что младенца порешили те же люди, которые позже пытались заколбасить Чубайса.

Несколько слов о происхождении названия города. Одни говорят: “Углич так называется потому, что Волга в этом месте делает поворот практически под прямым углом”. “Нет, - возражают другие – дело в том, что город в древности был крупным угледобывающим центром России”. Сторонники этой версии ведут нешуточную борьбу за внесение изменений и дополнений в герб города. По их мнению, младенец в другой руке должен держать отбойный молоток.
Герб Углича (new)

Теперь, когда вы знаете об Угличе всё, и даже значительно больше, можно отправиться на экскурсию.

Угличский кремль.

Церковь Дмитрия “на крови” в Угличе [увеличить]
Церковь Дмитрия “на крови” по преданию построена на том самом месте, где наткнулся на чей-то ножичек царевич Дмитрий. Долгое время тут ничего не строили, хотя место престижное, почти как у нас на Рублевке. Наконец все-таки построили. Пятиглавый бесстолпный храм (1661-1692 гг.) с трапезной и колокольней в формах и, особенно, декоре созвучен московской архитектуре 2-й половины XVII века. Настенная роспись посвящена упомянутым событиям: смерть царевича, восстание и т.д. и т.п.

От моего предыдущего посещения Углича (в 1969 г.) в памяти остался только мятежный колокол. Он был тут как тут, в храме. Изловчившись, экскурсовод протянула свою длинную руку и несколько раз сноровисто дернула за веревку. Раздались глухие удары. “Ну всё! – подумал я, - сейчас начнется восстание”. Однако, никаких интерактивных действий не последовало. Жаль. Если бы угличане не ленились с каждым ударом колокола поднимать народное восстание, это было бы большим подспорьем для туристического бизнеса.

Рядом находятся главные сооружения кремля. Это совсем не маленький Спасо-Преображенский собор (1713 г., построен на месте более древних соборов), и отнюдь не низкая кремлевская колокольня (1730 г.) в “нарышкинском” стиле.

Колокольня Угличского кремля [увеличить] Спасо-Преображенский собор Угличского кремля [увеличить]
Колокольня (1730 г.) Спасо-Преображенский собор (1713 г.)

Иконостас в Спасо-Преображенском соборе тоже не хилый, в шесть ярусов (1860 г.). Везет нам на иконостасы. Настенная живопись любопытна тем, что весьма ловко создает иллюзию объемности. Со стороны смотришь, и впрямь кажется, что вокруг лепнина.

Заключительным аккордом в знакомстве с Угличским кремлем стало посещение сортира. Не каждый день удается сходить в кремлевский туалет! Туалет Угличского кремля построен в 1827 году и является памятником эпохи классицизма. Здание имеет колонные портики, внешнее оформление выполнено в сдержанном классическом стиле. Услуга платная – 5 р. К сожалению, туалетная промышленность переживает сейчас не лучшие времена, и администрация сортира вынуждена сдавать часть помещений в аренду. Большую часть здания занимает сейчас музей.
Туалет Угличского кремля [увеличить]

В Угличе все расположено компактно, и от Успенской площади, что рядом с кремлем, видны торчащие главы Алексеевского монастыря…

Алексеевский монастырь.

Монастырь основан в 1371 г. по указанию московского митрополита Алексия на месте языческого святилища.

Церковь Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря в Угличе [увеличить] Успенская “Дивная” церковь Алексеевского монастыря в Угличе [увеличить]
Церковь Иоанна Предтечи (1681 г.) Успенская “Дивная” церковь (1626-1628 гг.)

Сия обитель известна далеко за пределами Углича благодаря Успенской церкви, за красоту и необычность конструкции называемой “Дивная”… Редкий трехшатровый храм, их все можно пересчитать по пальцам (цифры, правда у всех получаются разные). Потрясенный величием архитектурного шедевра, пожертвовал 10 рублей на восстановление Алексеевского монастыря.

14-30 Обед в кафе “На Успенской” (т.е. на Успенской площади). После трапезы заскочил в продуктовый… Вот уже третий экскурсионный день на исходе, а я так ничего и не сказал о пивном рынке. Но говорить практически не о чем. Кругом “Ярпиво” и никакой экзотики. Правда до Москвы продукция этого доблестного предприятия не всегда доходит в полном объеме. К примеру, “Ярпиво темное” я в Москве за последние три года видел, ну от силы раза два. И вот любопытная новинка (в Москве пока не видно, но, возможно, появится позже) – Янтарное Export…

Пиво "Янтарное" [увеличить] Пиво "Янтарное" [увеличить]

Обращает на себя внимание отсутствие на пробке традиционной медвежьей башки. Может, и впрямь экспортный вариант…

15-30 На сем знакомство с Угличем закончили и есть смысл поспешить в Ярославль: сегодня нас ждут великие дела!

17-30 Перед ужином решил немного прогуляться по Ярославлю. Центр выглядит довольно цивилизованно, т.е. кругом игровые автоматы и всюду, где только возможно, развешены полосатые носки от “Билайн”. Те, кто по долгу службы отвечает за очистку улиц, относятся к работе без рвения (а может, просто в Ярославле в дефиците то г…вно, которым так обильно посыпают улицы в Москве). Вообще-то гулять по Ярославлю небезопасно, потому что здесь очень любят медведей (он на гербе города) и нет-нет да и попадается навстречу прохожему косолапый. У каждого медведя есть своя территория, на которой он обитает и бдительно ее охраняет. В Спасо-Преображенском монастыре, например, живет медведица Маша, которая, кстати, недавно отгрызла ногу экскурсоводу.

19-00 Рождественский ужин “с программой” в гостиничном ресторане. Это задекларированное “с программой” могло означать что угодно и я, не будь дурак, пришел на ужин со своей бутылкой водки… Работники ресторана, однако, тоже оказались не круглые идиоты, они сосчитали людей и выставили на стол соответствующее количество бутылок.

…Праздник набирал обороты. Откуда-то выскочила балерина, засучила ногами и затрясла пачкой; набежали скоморохи; оркестр неиствовал; между делом подвезли еще пару автобусов туристов. Водка лилась рекой. В разгар веселья в промежутке между танцами, я оказался где-то за другим столом. Было весело, как на балу у Воланда…

... ... ...

...Водка, оказывается, способна вызвать интоксикацию организма не в меньшей степени, чем бензольное пятно, плывущее мимо Хабаровска…



7 января 2006 г.

Проснулся – С трудом позавтракал – Отъезд в Юрьев-Польский – Михайло-Архангельский монастырь – Георгиевский собор – Обед в кафе “Золотой теленок” – Ну, собственно, и всё.

09-00 Первое, о чем я узнал на завтраке, что моя бутылка водки цела, и ей не терпится найти себе достойное применение. Несмотря на полученный удар, нашел в себе силы съесть три сосиски.

10-00 Отъезд в Юрьев-Польский. По дороге санитарная остановка у кафе “Колибри”… или “Кольраби”?! (Надпись была высоко, а задирать голову не хотелось).

Герб Юрьева-Польского
Энциклопедическая справка. Юрьев-Польский – районный центр Владимирской области, основан в 1152 г. Юрием Долгоруким в верховье речушки с романтическим названием Колокша. Что касается герба, то верхнюю его часть занимает герб Владимира (изображающий гибрид льва с бородатым гепардом). На нижней всегда рисуют то, чем богаты здешние места. Это, конечно же, спелые вишни, которых мы тут видим целых две корзины. Есть у Юрьева-Польского, кстати, и свой собственный гимн, слова и музыка которого взяты из популярного шлягера “Поспели вишни в саду у дяди Вани…”

…И все-таки, как правильно, Юрьев-Польский или Юрьев-Польской? Хочу дать совет: решайте по ситуации. Если вы хотите блеснуть интеллектом в высшем обществе, тогда непременно говорите “Юрьев-Польской”. Говорить нужно красивым голосом с эффектным ударением на последнем слоге. Но если вам приспичило написать в этот город письмо, не будьте остолопом, пишите “Юрьев-Польский”, потому что почтальон не обязан надрываться и таскать неизвестно что неизвестно куда, ведь официально города “Юрьев-Польской” в природе не существует, а есть Юрьев-Польский.

По аналогии: сели вы, допустим, к извозчику и говорите: “А давай-ка, братец, в Романов-Борисоглебск!”. А в ответ слышите: “Да пошел ты…!”. И это, увы, справедливо. Потому что извозчику нужны не ваши исторические знания, а название населенного пункта. А на карте ясно написано: “Ту-та-ев”.

13-30 Какими же достопримечательностями поразит нас Юрьев-Польский?

Михайло-Архангельский монастырь.

Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском [увеличить]

Монастырь основан в XIII веке князем Святославом Всеволодовичем. Ныне здесь музейная экспозиция. В архитектурном ансамбле выделяется восьмигранная колокольня (1683 г). Ограда монастыря построена в 1555 г. на месте деревянной. С тех времен сохранилась западная стена с тремя круглыми башнями. Сохранились также надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), Архангельский собор (1792-1809 гг.), Знаменская церковь (1625 г.) с трапезной палатой. Деревянная Георгиевская церковь (1718 г.) перевезена в монастырь из урочища Егорий (осталась от некогда существовавшего там Георгиевского монастыря).

Церковь Иоанна Богослова  Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском [увеличить] Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском [увеличить] Колокольня  и Архангельский собор  Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском [увеличить]
Церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.) Георгиевская церковь (1718 г.) Колокольня (1683 г.) и Архангельский собор (1792-1809 гг.)

Буквально в нескольких шагах от монастыря – древний Георгиевский собор. Роль Георгиевского собора для Юрьева-Польского можно выразить одной фразой “Это наше всё”.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском [увеличить] Георгиевский собор в Юрьеве-Польском [увеличить]
Георгиевский собор. Вид с севера Георгиевский собор Вид с востока

Собор построен в 1230-1234 гг. и является выдающимся памятником архитектуры Юрьева-Польского, Владимирской области, России и так далее. Интересен он прежде всего тем, что облицован блоками с каменной резьбой. В XV веке собор рухнул, и стал от этого еще интересней. Прибывший для ремонта московский архитектор В.Д. Ермолин увидел бесформенную кучу белокаменных блоков и, почесав лысину, сложил всё “как бог на душу положит”. Теперь ученые чешут затылки, прикидывая, как это выглядело вначале.

Каменная резьба Георгиевского собора [увеличить] Аркатурно-колончатый пояс Георгиевского собора [увеличить]
Георгиевский собор. Африканский слоник XIII века Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс северной стены

Тот факт, что изображение слоника присутствует в каменной резьбе Георгиевского собора, подтверждает версию о том, что в домонгольский период во Владимирской области водились африканские слоны.

В интерьере собора хранится каменное распятие, которое, по преданию, сделал сам князь Святослав. Дело было так. Однажды летом князь с группой товарищей поехал то ли на ратный подвиг во славу земли русской, а то ли просто так, на пикничок. По обратной дороге стряслась беда. Налетел ураганный ветер, ну просто смерч какой-то. По всему выходило, что вот-вот всех присутствующих просто сдует и унесет за тридевять земель. Надо было что-то делать, и тут князь возьми да ляпни: “Если сейчас ветер стихнет, клянусь собственноручно высечь каменное распятие, размером в свой рост”. Слово не воробей. Разумеется, буря тотчас стихла, и в результате пришлось князю корячиться. Но нет худа без добра: крест получился на славу, а заодно исследователи получили возможность измерить рост князя Святослава (на вскидку это примерно 120 см).

Что касается внешнего вида собора, то, может быть, следовало бы снести к едрене фене купол, придавивший сооружение, как кувалда блоху, и восстановить первоначальное шлемовидное завершение… Но где взять такие бешеные деньги? Увы, музейные работники вряд ли научатся побираться в общественном транспорте и отпускать грехи представителям большого и среднего бизнеса. А без этого кранты. Может быть когда-нибудь государственное финансирование и доберется до здешних забытых богом мест, но скорее раньше в стране кончится нефть и начнется гражданская война за кусок хлеба.

Пожертвовал 10 р на нужды храма (Что-то к концу поездки я стал сентиментален…)

15-00 Обед в кафе “Золотой теленок”. Допили оставшуюся водку (получилось три бутылки на пять человек). Пошел, купил еще пивка… Едем в Москву…

Ну вот, собственно и всё. Осталось только поблагодарить Бога и организаторов экскурсии за то, что на работу только через два дня, можно немного прийти в себя и сходить в магазин за хлебом.


ФОТОГАЛЕРЕЯ
с краткими комментариями, включившая в себя то, что не удалось втиснуть в канву повествования.

Сергиев Посад

Панорама Троице-Сергиевой лавры. А я-то и не знал, что там есть смотровая площадка. Что и говорить, ну очень удобный ракурс.
Панорама Троице-Сергиевой лавры [увеличить]

Ярославль

Набережная в Ярославле [увеличить]
Набережная р. Которосль напротив гостиницы “Юбилейная”. Пейзаж с беседкой и ярославскими рыбаками.

Холодный ледяной туман над Ярославлем. Здесь сливаются Волга и Которосль.
Зимний пейзаж в Ярославле [увеличить]

Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле [увеличить]
Церковь Дмитрия Солунского (1671-1673). Построена непосредственно под окнами гостиницы “Юбилейная”. Раньше храм был пятиглавым, но боковые главы снесли… нет, не коммунисты (вздох облегчения). Главы были разобраны в XIX веке для уменьшения нагрузки на конструкции.

Церковь Богоявления (1684-1693 гг.). Занимает видное место в ансамбле Которосльной набережной, и куда ни едешь по Ярославлю, всегда проезжаешь мимо этой церкви.
Церковь Богоявления в Ярославле [увеличить]

Церковь Ильи Пророка в Ярославле [увеличить]
Церковь Ильи Пророка (1647-1650 гг.). Знаковый храм. Для Ярославля он значит примерно то же, что для Москвы храм Василия Блаженного. Напротив – площадь, призванная оглашаться радостными воплями трудящихся в дни майских праздников.

Казанская часовня, та, что на 1000-рублевой купюре (1997 г.). Вид, так сказать, изнутри.
Казанская часовня в Ярославле [увеличить]

Кострома

Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре [увеличить]
Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре (конец XVI в., перестроены в XIX в.).

Северные ворота Старого города Ипатьевского монастыря (1767 г.). Построены в честь визита в монастырь Екатерины II.
Северные ворота Ипатьевского монастыря [увеличить]

Церковь Собора Богородицы в Костроме [увеличить]
Церковь Собора Богородицы из села Холм (1564 г.). Установлена поблизости от Ипатьевского монастыря. Похоже, постепенно разваливается…

Углич

Казанская церковь (1778 г.). Ярусный, вытянутый вверх храм с соответствующей колокольней и двухэтажным алтарем.
Казанская церковь в Угличе [увеличить]

Часовня-крест в Угличе [увеличить]
Часовня-крест (2004 г.) в память жителям Углича, погибшим в войнах и военных конфликтах.

Юрьев-Польский

Памятник героям 1941-1945 гг. Находится напротив входа в Михайло-Архангельский монастырь.
Памятник героям 1941-1945 гг. в Юрьеве-Польском [увеличить]

Дорожные знаки

Дорожный знак "Ярославль" [увеличить] Дорожный знак "Кострома" [увеличить] Дорожный знак "Углич" [увеличить] Дорожный знак "Юрьев-Польский" [увеличить]
Ярославль Кострома Углич Юрьев-Польский

Январь 2006 г.

   >>> К списку путешествий >>>
   >>> На главную >>>